Составление бизнес-плана
Информация, предоставляемая инвестору в бизнес-плане, напрямую зависит от сферы будущей деятельности. Однако, есть моменты, без которых подобный документ не может обойтись:
- сумма, необходимая на приобретение оборудования;
- количество сотрудников, график их работы (постоянная занятость, неполная занятость, сезонная работа) и планируемая заработная плата;
- примерный расчет ежемесячной выручки и прибыли, основанный на статистических данных по предполагаемой сфере деятельности, региональных особенностях и уровне конкуренции, а также наличии предполагаемых заказчиков и возможных объемах заказов;
- возможные убытки, связанные с простоями ввиду сезонных колебаний спроса или региональных особенностей;
- сумма ежемесячных расходов и прогноз их изменения ввиду влияния внешних факторов (изменение цен на ГСМ, электроэнергии и т.д.);
- система налогообложения.
Отдельным разделом бизнес-плана является оценка рисков будущего предприятия. Конечно, все учесть невозможно, но основные неприятности спрогнозировать необходимо. К примеру, рисками можно считать неожиданную нетрудоспособность или увольнение сразу нескольких сотрудников, поломку машин или оборудования и т.д. В плане обязательно должно быть учтено, как повлияют на состояние бизнеса подобные факторы.
Нужно указать:
- необходима ли сотрудникам страховка;
- какова будет сумма компенсации в случае получения травмы;
- сколько сотрудников сможет обеспечить нормальную работу предприятия в случае отсутствия одного или нескольких работников;
- обеспечит ли местный рынок труда новый бизнес нужными кадрами.
Желательно учесть максимальное количество серьезных рисков. Инвестор должен видеть, с чем предприятие может столкнуться в процессе становления.
В этом же разделе, в обязательном порядке необходимо показать способы выхода из негативных ситуаций. Варианты решения проблем должны быть подкреплены конкретными расчетами, либо представлены в форме четко структурированного плана.
Заключительным этапом создания бизнес-плана является маркетинговый раздел. Здесь должны быть представлены выкладки финансовой составляющей работы предприятия с указанием предполагаемых прибылей и перспективным планом развития.
Обязательно необходимо указать:
- конкурентные преимущества нового предприятия;
- способы привлечения и удержания клиентов;
- рекламную и маркетинговую политику;
- стратегию раскрутки бренда (запоминаемость и узнаваемость названия и логотипа).
В заключение стоит отметить, что бизнес-план вещь сугубо индивидуальная. Идеального решения и алгоритма его написания нет. План может быть большим, а может состоять всего из нескольких страниц печатного текста. Главное, он должен быть убедительным и соответствовать текущим тенденциям. Его основная цель – это не столько получение финансовых средств от инвестора, сколько личное понимание всего процесса работы будущего предприятия и подстраховка от ошибок еще на стадии планирования.
Автор статьи: Чепенев Андрей Николаевич